Опыт эксплуатации литий титанатного аккумулятора в Toyota Prius
Опыт эксплуатации литий титанатного аккумулятора в Toyota Prius
Хочу рассказать о своей модернизации Toyota Prius 2008г в кузове NHW20. Несомненно, появление редуктора отбора мощности с двумя электромоторами вместо коробки передач стало прорывом в автомобилестроении.
Мы полюбили гибриды именно из-за особенности этого автомобиля: запуск двигателя происходит не 12вольтовым стартером с токами в 300 ампер, а с 30киловатного электромотора, который питается от 280вольтовой батареи с токами гораздо меньшими (1-2 ампера)
Но наличие "большой" батареи не означает отсутствие "маленькой". Т.е. для питания элементов системы в заднем крыле автомобиля установлен небольшой свинцовый АКБ, который на самом деле нужен для питания элементов электросистемы автомобиля, когда он не заведен. В том числе для замыкания реле "большой" батареи.
Запускать авто "на холодную" даже с таким преимуществом жалко: повышенный износ двигателя при холодном запуске никуда не денешь. Мне на помощь для подогрева пришла б\у Webasto, которая при помощи отдельного насоса забирает топливо из бака, сжигает его в специальной камере, а полученное тепло отдает в систему охлаждения бензинового двигателя. И я очень много автомобилей видел с аналогичной установленной системой предпускового подогрева двигателя.
В морозы очень часто возникала следующая проблема: подогреватель стартует, "съедает" заряд стартовой АКБ, и автомобиль после прогрева не может завестись потому, что весь заряд потрачен на работу подогревателя. Почему так происходит? Проблема в характеристиках свинцовой АКБ. Эти АКБ на морозе теряют емкость и плохо заряжаются. Последнее, наверное, даже в большей степени является причиной проблем.
Представим себе стандартную эксплуатацию авто:
1. АКБ заряжен, подогреватель начинает нагревать авто и потреблять энергию из замерзшего (меньшей емкости) АКБ.
2. Емкости АКБ хватает, чтоб завести авто.
3. Авто начинает движение и зарядку замерзшего(!) АКБ, но свинцовая АКБ не берет ток! Она замерзла и химические процессы происходят в батарее медленно.
4. Авто находился в движении около часа (например, от дома до работы) и не успел ни разогреть АКБ, ни зарядить.
5. На следующий день цикл повторяется, но уже с худшими условиями: АКБ уже заряжена не полностью. Этот цикл рано или поздно приведет к тому, что подогреватель нагреет авто, но заряда запустить - уже не будет хватать.
В моем автомобиле АКБ вообще находится в заднем крыле и не прогревается зимой по-моему никогда.
Мне помогла АКБ на другой химии: Литий-Титанатные (LTO) АКБ могут заряжаться без потери емкости при отрицательных температурах высокими токами!
Скажем, после старта моего авто титанатный АКБ стал заряжаться током 12-15А, а рядом заведенный Рено Логан - всего лишь 1,5 амперами.
Приобрел данный LTO АКБ я в магазине https://ecovel.ru/ вместе с необходимой платой балансировки ячеек. АКБ полностью совместим со стандартными крепления в автомобиле.
В процессе эксплуатации LTO АКБ разряжался малыми токами (10-12А на старте подогревателя и потом в процессе работы токами порядка 5,5А) и заряжался токами 12-15А в диапазоне температур от -37 до +35 по Цельсию. Именно такие перепады температур характерны для нашего региона зимой и летом. Среднее время подогрева авто перед пуском - примерно 20 минут. Примерное время движения до работы - 25-30 минут. При разнице расхода энергии на подогрев и энергии заряда можно сделать вывод, что АКБ быстрее заряжается, нежели разряжается и ситуации, которая весьма вероятна при использовании свинцово-кислотного аккумулятора - не произойдет. Высокие токи заряда при отрицательных температурах - это спасение для автомобиля с малыми городскими пробегами. Но не стоит недооценивать влияние холодов на возможности АКБ и для морозов стоит взять батарею с некоторым запасом по ёмкости.
Вот пример эксплуатации при низких температурах:
-31 утром. 14.4вольт, на старте вебасты 12.1 вольт, через минуту напряжение поднялось до 13.2 и держалось столько в течении 20 минут. Потом машину завел (15 вольт с инвертора), 10 минут стояла + 20 минут ехал. В итоге по окончании поездки 13.7 вольт (полчаса точно не хватило для зарядки) Спустя два часа 14.3. Причина медленной зарядке в низкой температуре аккумулятора (-30градусов Цельсия) и в том, что аккумулятор находится в заднем крыле, а не в подкапотном пространстве, что не позволяет аккумулятору нагреваться от горячего двигателя. Такая же работа, но свинцового аккумулятора была бы просто невозможной длительное время.